Среда, 18.10.2017, 10:09Приветствую Вас Гость

Информатика в лицах

Что такое Web-квест?


Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как  процесс обучения
сделать более результативным, как сделать так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию, к предмету. Также она требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Одной из методик, которая учит находить необходимую информацию, подвергать её анализу и решать поставленные задачи является методика веб-квестов. Для её применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием
веб-квестов дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету [3].

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентационных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

1. Новых компетенций.
2. Реализация повышение мотивации к самообучению.
3. Формирование креативного потенциала.
4. Повышение личностной самооценки.
5. Развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как
веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций [6]:

1.
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций,
веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.).
2. Самообучение и самоорганизация.
3. Работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
4. Умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор.
5. Навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Веб
-квесты способствует: поиску Интернет информации, которую поручает найти учащимся учитель, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса, поощрению учеников учиться независимо от учителя. Так как многие подростки буквально "без ума" от компьютера, веб-квест также является забавным методом, как обучения, так и учения. Веб-квест от английского "web quest” – «Интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов.

Существует несколько определений понятия
веб-квест:

Образовательный
веб-квест – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета [7].
Веб-квесты представляют собой мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете. Это конструктивный подход к обучению [2].
Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [4].
Веб-квест - это один из видов телекоммуникационных проектов [1].

Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – может быть на семестр или учебный год). Особенностью образовательных
веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д. [5].

Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для
веб-квестов [8]:
Пересказ
– демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование
– разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание
– любые аспекты исследования личности.

Компиляция
– трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание
– творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача
– поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история
– выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса
– выработка решения по острой проблеме.

Оценка
– обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование
– объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение
– склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования
– изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Этапы работы над
Веб-квестом

Начальный – командный.
 Участники знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. Все члены команды должны помогать друг другу.

Ролевой.
 
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над
веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели – создания сайта, презентации...
Задачи:
1.
Поиск информации по конкретной теме;

2.
Разработка структуры сайта, презентации;

3.
Создание материалов для сайта, презентации;

4.
Доработка материалов для сайта, презентации.

Заключительный.
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиции, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как педагог, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Работа с
веб-квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор [2].      

Веских причин для использования
веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Веб-квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении веб-квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

 




Литература

1. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст]: Учебное пособие для студентов Педагогических Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер / Под редакцией М.П. Лапчика. - М.: Академия, 2008. - 592 с.

2. Нечитайлова, Е.В. [Текст] / Нечитайлова Е.В. // Химия в школе. - 2007. - №6.

3. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие / В.А. Трайнев. - 4-е изд. - М.: Дашков и К°, 2009. - 280 с.

4. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

5. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99": [сайт]. - Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999

6. Знакомимся с образовательной интернет-технологией [Электронный ресурс] // веб-квест: [сайт]. - Режим доступа: http://ikt-ylka.blogspot.com/2009/02/5.html

7. Курс Системы мультимедиа. [Электронный ресурс] // ТЕМА 2. Современные системы мультимедиа. Государственный университет Молдовы [сайт]. - режим доступа: www:usm.md/do/VIRTUALKA/tema2.html

8. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
Форма входа
Поиск
Печенкина Ю. А.
КОГОБУ "Кировский педагогический колледж", 2013